Сохранив основные конструктивные решения, главные узлы и дорогие кузовные панели М-408, Москвич-412 во многом превосходил его. Впервые массово выпущенный легковой отечественный автомобиль был нафарширован верхневальным двигателем, полностью синхронизованной на передачах переднего хода коробкой передач, полнопроточным масляным фильтром, тормозной системой с гидровакуумным усилителем, воздушным фильтром современного образца. Только в конце шестидесятых годов автомобили подобного класса стали укомплектовывать также.
На момент освоения автомобиля в производстве, Москвич-412 не мог похвастаться своей дизайнерской новизной, хотя его двигатель намного превосходил мощностью и качеством предшественника. Кузов автомобиля, разработанный отечественными дизайнерами в конце пятидесятых годов, почти потерял свою актуальность, хотя ничем не уступал европейским седанам такого же класса (за исключением эксклюзивных моделей).
В дальнейшем отечественные дизайнеры разработали несколько вариантов кузова автомобиля, дабы улучшить его качество и увеличить его конкурентоспособность на мировом рынке. Москвич-412 имел несколько модификаций базового седана:
- Москвич-412И — вариант автомобиля, что соответствовал европейским нормам, и поставлялся на экспорт.
- Москвич-412ИЭ — все М-412 начиная с 1969 года, что были укомплектованы новыми кузовами, обозначались буквами ИЭ.
- Москвич-412К — машинокомплект деталей, что экспортировался за границу для сборки.
- Москвич-412М — автомобиль изготовлен для пользования медицинской службы.
- Москвич-412П — праворульный вариант, с напольным рычагом КПП.
- Москвич-412Т — специально разработанный вариант, такси.
- Москвич-412У — учебный автомобиль, со встроенными дополнительными педалями сцепления и тормоза. На нем также были нанесены цветографические схемы.
- Москвич-412Э — экспортный автомобиль с повышенным уровнем контроля качества.
- Москвич-412Ю — для использования в тропических условиях.
- Москвич-412Р — спортивный вариант автомобиля с форсированным двигателем, литыми дисками и системой ГРМ DOHC . Данных автомобилей выпущено всего 22 единицы.
Благодаря тому, что Москвич-412 имел низкие цены и доступные комплектуюшие, серийный выпуск автомобилей продолжался на протяжении тридцати лет. На М-412 был спрос даже в девяностые годы.